Рунар Халиуллин
руководитель Медиа-отдела, Ивент-продюсер, амбассадор XSA
Человек, у которого скейтбординг в крови во многих смыслах. Лицо XSA на многих соревнованиях самого разного уровня. Про-райдер, одним из первых в стране выпустивший собственную доску. Идейный вдохновитель и продюсер наших видосиков и фоточек.
отвечает за
Организация и проведение соревнований, показательных выступлений и экшн-ивентов, организация работы медиа-команды (фото/видео съёмка), взаимодействие с амбассадорами XSA и спортсменами

КАК начал кататься

Мои родители в 1980-х катали на скейте, он тогда был очень популярен, это важно отметить. Проводились крупные чемпионаты и соревнования, культура развивалась, люди интересовались. Поговаривают, кстати, что фильм «Курьер» внес серьезный вклад в его популяризацию. Но то, конечно, был совсем другой скейтбординг — слалом, фристайл.
Мои катались в свое удовольствие, скейт был для них не спортом, а, скорее, хобби. Мало того, у меня есть фотография мамы в свадебном платье на скейте в татарстарстанском Парке Горького. Сейчас, конечно, этим никого не удивишь, играют свадьбы и на серфах, и на сноуборде, и на льду. Тогда же это был нонсенс.

Получается, что я был связан со скейтом еще до своего рождения, родители катались как раз в тот момент, когда меня зачали. Потом у меня был перерыв примерно лет восемь (Смеется.) и я встал на свой первый советский скейт «Вираж», наверное, многие олды его вспомнят. У этого бренда существовало несколько моделей. У меня были две и мы с друзьями просто катались на коленках, даже не знаю как объяснить этот стиль нормально. Мы рисовали себе трассы мелом во дворе и пытались пройти их таким способом как можно быстрее.

Потом я переехал на другой район и познакомился с ребятами, которые научили меня катать нормально, на ногах, а еще делать такой «тик-так» — отталкиваться без ноги и за счет динамики и перемещения тела набирать хода на доске.

Мама Рунара в свадебном платье на скейтборде
А еще позже, году, наверное, в 2000-м у меня появился нормальный скейт. Увидел как-то как ребята катались на памятнике и делали трюки, и сильно загорелся. Получается, что на скейте я с 2000-го и по сей день.

Помню свой первый серьезный хендрейл на метро «Кировский завод» в Петербурге. Приехал я туда смит-грайнд делать, 50-50, фронтсайд-бордслайд. Короче, ехал забирать смит. А потом увидел рейл прям на выходе из метро, такой кругленький, хороший, ступеней в девять, и понеслась. В итоге мне понравилось кататься по большим перилам и, мне кажется, я одним из первых в стране как раз и начал их брать. Как у нас в скейтбординге считается? Если райдер взял хендрейл, то это такой левел-ап. Просто потому, что в этом моменте у него меньше права на ошибку, можно нормально так убраться. Что самое интересное, кстати, я не убрался ни с одного! Никаких мощных травм у меня не было, в основном я получал их из-за каких-то глупостей. Скейтеры поймут эту тему, когда едешь на максимальном расслабоне и считаешь что трюк уже у тебя в кармане, тут то и случается какая-нибудь травма.

В следующем сезоне я поехал в Москву, снял в скейт-парке «Адреналин» видос с местным оператором Александром Худоконем, который впоследствии сделал много серьезных культовых фильмов: Imagination, Imagination 2, «Театр Абсурда», и последняя его скейт-работа — «Планета пацанов». Мы тогда с ним сняли какой-то простой короткий видос «Питер-Москва», в котором ребята из культурной столицы катались в столице официальной. После него меня заметила команда магазина «Баланс». Помню, было такое понятие Go Team — берешь товар с хорошей скидкой, почти по закупке, вот с этим магазином мы и сотрудничали в таком формате. А примерно через сезон у меня уже появились полноценные спонсоры, которые давали много стафа.

Считаю, что я развивался довольно долго по сравнению с тем прогрессом, который происходит сегодня. Вот на днях интервью с райдером Егором Кальдиковым смотрел, в котором он говорил, что уже на второй день катания сделал кикфлип. Мне понадобилось примерно полгода на какой-то более-менее вменяемый трюк. И учились мы тогда, кстати, трюкам по видосам, через паузу, делали замедление и пытались понять, что происходит. Так что качество обучения здорово влияет на прогресс.

Скейтбординг тогда и сейчас

Первое отличие золотой эры скейтбординга 2000-х от настоящего времени, которое пришло мне в голову — это то, что райдеры тогда жили выходом нового видео. Каждый раз это был прорыв, новый уровень. Ты видел какие-то новые трюки, удивлялся: «О, можно еще и так!». И обязательно шел повторять. Сейчас же у нас бесконечный поток роликов во всех социальных сетях. Ценность [rf;ljuj отдельного видео] в таком случае, на мой взгляд, немного стирается.

А еще мы жили знакомствами, социальных сетей еще не было, о спотах на разных районах мы узнавали через сарафанное радио — от родителей, которые где-то там заметили скейтеров у перил, от друзей, даже тех, которые не катались. И на следующий же день мы с другом выдвигались в сторону этих мест. У ребят, которые там обитали, часто были какие-то свои особенности катания, свои фишки и свой стилек. Это была живая коммуникация, другая мотивация, другое мироощущение, обмен. Все тогда хотели стать про-скейтерами.

Туры — еще одна классная тема в скейте, которая безусловно нас формировала. Все эти новые пейзажи, картинки и споты развивали нас и как личностей, и как райдеров. Мы ждали соревнований, безусловно, на них тоже появлялись новые лица, были приятные призовые. Случались мощные контесты, например, Osiris Skate Challenge. Вот, кстати, раньше контесты устраивали в том числе и крупные бренды, таким способом они популяризировали свой товар в некоторых странах. А дальше уже шли креативные истории и площадки типа Faces&Laces. Но одно из ярчайших воспоминаний тех лет — Snickers Urbania. Это два года бесконечного тура, новые города, люди, события.

Выход собственной про-модели у одного из первых отечественных скейт-брендов Mild — тоже одно из крутых эмоциональных моментов для меня. У нас с райдером Геной Какушей, моим другом и скейт-братом, вышли первые в стране про-модели и по сути, мы стали первыми по настоящему профессиональными райдерами России. Самое смешное, что мы даже не знали какой дизайн на них будет. Была некая концепция, что у меня на деке нарисуют ворона, а у Гены крокодила. В итоге нам показали эти доски уже в готовом варианте, то есть мы даже не имели творческой возможности как-то повлиять на это.

Вообще, наша история с про-моделями и, соответственно, со званием профессионального райдера слегка обесценена. В других странах ты, как правило, должен пройти серьезный путь в скейтбординге, чтобы получить признание. Это всегда праздник, куча друзей вокруг, слезы счастья, съемка, все тепло и эмоционально. У нас же иначе. Я знаю истории, когда ребята узнавали про свою модель тупо зайдя на сайт бренда. Никто ничего не согласовывал и даже не предупреждал. У некоторых брендов сегодня можно заказать доску со своим дизайном, получается, что каждый может стать про. Все стало гораздо доступнее и каждый сам решает, что с этим делать. Это оказывает странное влияние на культуру, на мой взгляд. При этом я никого не осуждаю, конечно. Просто обращаю внимание на родину скейтбординга и на то, как это происходит там.

Заработать на жизнь скейтбордингом, чтобы жить в достатке, тогда было сложно. Это одна из причин, по которой скейтбординг перешел для меня в хобби. Просто потому, что появились другие вещи, приносящие реальные доходы. На самом деле и сегодня можно по пальцам одной или двух рук пересчитать ребят, которые действительно зарабатывают этим делом и не имеют никакого стороннего дохода. Плюс всегда есть история про то, что хобби, переходящее в работу, рутину и обязаловку, рано или поздно перестает приносить кайф. Мне не хотелось такого. Я стал взрослее, хотел более серьезных денег. При этом мне очень повезло, что я все еще в индустрии, даже после того, как стал кататься гораздо меньше. Мое увлечение и любимое дело трансформировалось в строительство скейт-парков с XSA. Эмоции, которые я получал от скейтбординга, я получаю сейчас, когда вижу как ребята катаются на спотах, которые мы построили. Так я частично компенсирую эту тему, плюс катаюсь по фану, чисто для себя.
Выход собственной про-модели у одного из первых отечественных скейт-брендов Mild — тоже одно из крутых эмоциональных моментов для меня. У нас с райдером Геной Какушей, моим другом и скейт-братом, вышли первые в стране про-модели и по сути, мы стали первыми по настоящему профессиональными райдерами России. Самое смешное, что мы даже не знали какой дизайн на них будет. Была некая концепция, что у меня на деке нарисуют ворона, а у Гены крокодила. В итоге нам показали эти доски уже в готовом варианте, то есть мы даже не имели творческой возможности как-то повлиять на это.

Вообще, наша история с про-моделями и, соответственно, со званием профессионального райдера слегка обесценена. В других странах ты, как правило, должен пройти серьезный путь в скейтбординге, чтобы получить признание. Это всегда праздник, куча друзей вокруг, слезы счастья, съемка, все тепло и эмоционально. У нас же иначе. Я знаю истории, когда ребята узнавали про свою модель тупо зайдя на сайт бренда. Никто ничего не согласовывал и даже не предупреждал.

Рунар и его именная доска
У некоторых брендов сегодня можно заказать доску со своим дизайном, получается, что каждый может стать про. Все стало гораздо доступнее и каждый сам решает, что с этим делать. Это оказывает странное влияние на культуру, на мой взгляд. При этом я никого не осуждаю, конечно. Просто обращаю внимание на родину скейтбординга и на то, как это происходит там.

Заработать на жизнь скейтбордингом, чтобы жить в достатке, тогда было сложно. Это одна из причин, по которой скейтбординг перешел для меня в хобби. Просто потому, что появились другие вещи, приносящие реальные доходы. На самом деле и сегодня можно по пальцам одной или двух рук пересчитать ребят, которые действительно зарабатывают этим делом и не имеют никакого стороннего дохода. Плюс всегда есть история про то, что хобби, переходящее в работу, рутину и обязаловку, рано или поздно перестает приносить кайф. Мне не хотелось такого. Я стал взрослее, хотел более серьезных денег. При этом мне очень повезло, что я все еще в индустрии, даже после того, как стал кататься гораздо меньше. Мое увлечение и любимое дело трансформировалось в строительство скейт-парков с XSA. Эмоции, которые я получал от скейтбординга, я получаю сейчас, когда вижу как ребята катаются на спотах, которые мы построили. Так я частично компенсирую эту тему, плюс катаюсь по фану, чисто для себя.

КАК попал в команду

Про XSA я знал давно, просто потому что я был и есть в индустрии. Знал, что на юге есть команда с нестандартным подходом к строительству, но глубоко в подробности не вдавался. Пока однажды не приехал в Краснодар по семейным делам. До этого я тоже бывал в городе, мне нравился Краснодар, я знал роллера Гришу Усенко, был знаком с ним еще со времен строительства рампы в Парке Горького в Москве. Мы встретились, пообщались, поняли, что наши скиллы могут быть полезны друг другу и на следующий день меня пригласили в офис компании, где я познакомился с Костей Тарановым. Мы довольно долго общались и вот я третий год [интервью состоялось в 2023 году - прим.ред.] тут.

За это время изменилось многое, даже учитывая то, что прошло всего три года с моего прихода в компанию. Я помню один офис на нескольких сотрудников, производство за городом в поселке Южный с одним ангаром, минимумом техники, одним погрузчиком. Сейчас это команда, приближающаяся к красивому числу сотрудников. Нас уже около ста человека. У нас много качественной техники, помещений, планов, мероприятий, наград, ноу-хау. Есть вещи, которые мы делали первыми и единственными, и они остаются уникальными по сей день. Произошел огромный рост во всем: количество сотрудников, объекты, занимаемые площади, вклад в индустрию.
Блин, фраза, конечно, максимально попсовая, но ведь так и есть. Сегодня я убежден, что XSA — компания, задающая вектор строительства скейт-парков в стране. Говорю так, как есть, не потому, что я здесь работаю. Мы — прямое доказательство тому, что лучший продукт не обязательно должен делаться в столице. Лучший продукт — это дело страсти, дело чести и наша история.

Я успел поработать тут чуть ли не во всех отделах. Кроме проектирования, разве что. Пришел я, конечно, с мыслью, что знаю о скейт-парках примерно все, что ворвусь с полным пониманием и ничего нового в принципе не увижу. Это была серьезная ошибка с моей стороны. Мне, наверное, год понадобился, чтобы действительно понять, чем занимается компания, что есть XSA. Изначально мысль была развивать пиар и коммуникацию с блогерами и райдерами, выстраивать позиционирование компании в сообществе. Спустя время понял, что не могу полноценно заняться этим, потому что не понимаю самой глубинной сути. Смотрите, есть обертка, то, что видно всем: XSA — это компания, которая строит скейт-парками. Но есть и начинка – наши миссия, ценности, цели, – и чтобы почувствовать ее реальный вкус, нужно время. Мне понадобился целый сезон, чтобы осознать это. Потом я занимался продажами, и был проджект-менеджером «Слона» в сквере Дружбы, много чем занимался.

текущая роль

Сейчас задействован в составе медиа и ивентов XSA Agency, нашел здесь свое место. Но чтобы прийти к этой точке, надо было пройти весь этот путь, так у меня появилось понимание как выстраивать внешнюю картинку компании, с которой взаимодействует аудитория.

самый классный проект

XSA Open — одно из самых ярких мероприятий на моей памяти, причем не только в компании, но и в целом. Это был такой трехдневный, я бы сказал, фестиваль скейта, роликов и BMX – трёх основных экшн-дисциплин. Все как в старые-добрые — отличная погода, очень много гостей из разных городов, прямая трансляция для всех, кто не смог прибыть лично. Я тоже принимал участие в организации — вел трансляцию в дисциплине скейтбординга, постил яркие моменты в наши социальные сети.


Позитивный фидбэк и просьбы повторить действо регулярно прилетают до сих пор, это хороший знак и показатель уровня контеста.


Лично у меня гордость вызывает XSA Plaza в Вишняковском сквере — это стритовый парк, один из лучших, в котором мы принимали Чемпионат России по скейтбордингу, в который райдеры приезжают на сборы. Я знаю ребят, которые переехали в Краснодар, чтобы тут кататься.


Наш скейт-парк в Адлере с китом – еще одна особенная арт-история. Там мы впервые совместили скульптуру с важным социальным посылом и функциональную фигуру. Через этот проект-манифест мы хотели напомнить человечеству, что если не уделять проблемам экологии достаточно внимания, то все живое окажется под угрозой. Символом возможной трагедии мы выбрали застывшего среди покрывшегося песчаными барханами моря кита, просящего о пощаде. В итоге — это не просто скейт-парк, а некая городская достопримечательность, жители Адлера определяют район по нему: «Встретимся у кита».


Новое слово в скейтпаркостроении — наш новый бетонный скейт-парк в сочинском ЖК «Кислород». Это скейт-парк одной фигуры – вулкана, вокруг которого кроме разгонок ничего нет. Я такого еще не видел. Если хочешь покататься, то у тебя просто нет выбора. Будь добр, придумывай трюки здесь и сейчас.


Поверьте, перечислять такие фишки и особенности можно долго. Все наши проекты особенные.

Каждый наш парк — это разработка с нуля, ничего из прошлых, даже из не вышедших проектов, не используется. Это всегда новая картина, чистый холст, с которого начинается активная и качественная работа. Это еще одна из наших отличительных черт.

Мы никогда не повторяемся и в каждый, по крайней мере, бетонный скейт-парк, мы стараемся внедрить что-то новое, сделать то, чего мы еще не делали. Где-то это скульптуры, где-то светодиодная подсветка, арт, природные мотивы, интегрированные в задние стены, кирпичная кладка, фигуры, которые до этого не существовали. Каждый скейт-парк — произведение, стоящее особняком от остальных.

Пара слов от Рунара тем, кто раздумывает, стоит ли идти работать в XSA

Первое и одно из самых ценных, что есть у нас — наша репутация. Мы компания, которая строит не просто на топовом уровне, а на супер-топовом. Мы не экономим на материалах и специалистах, мы всегда прогрессируем и идем к лучшему результату в рамках своих возможностей. Не знаю секрет это или нет, но у нас есть проекты, которые реализуются даже не в ноль, а в минус. Просто потому, что нам самим это нужно. Эти проекты вносят вклад в нашу индустрию. Важно понимать, что заработок не стоит у нас превыше всего, в этом и есть отличие от других. Классно ведь когда есть свобода выбора, свобода творчества, у нас реально есть все условия для занятия любимыми делами — звукозаписывающая студия, споты для спокойного катания. В XSA нет ограничений в том, что ты хочешь делать.


Если говорить о каких-то материальных вещах, то у нас есть свои закрытые споты для сотрудников и близких, наш боул Alvaar Alto. Есть свое творческое пространство "Подполье" рядом с основным офисом, где ребята пишут музыку, снимают контент, делают мерч на собственном аппарате шелкографии, делают доски. Там же проходят тусовки. У нас реально большая территория во всех смыслах, у нас много техники и много крутых людей.


XSA – это точно лучший коллектив, в котором я когда-либо работал, и в целом один из лучших во Вселенной. Ну серьезно, мне сейчас супер-приятно смотреть на вас [людей в офисе].


Кстати, интересный факт — то, что большинство из нас не жило до этого в Краснодаре, все переехали сюда, чтобы трудиться в компании и заодно кайфовать. Это ценная история, которая что-то говорит о нас.

Фото: Саша Бивол, XSA Media / личный архив Рунара

хочешь стать частью команды XSA?
Тебе близки наши ценности и принципы? Хочешь вместе с нами делать крутые штуки и чувствуешь в себе силы для этого? Тогда оставляй свои контакты и мы свяжемся с тобой!