Александр Белевский

Дизайнер-Проектировщик памп-треков, амбассадор XSA
Один из столпов компании, создатель и тренер XSA School, один из сильнейших маунтинбайкеров в дерт и парк дисциплинах, икона стиля 26-дюймовых великов, и крутейший дизайнер памп-треков.
отвечает за
Дизайн и проекты памп-треков, дерт-трасс и других объектов, заточенных под BMX и MTB. А потом участвует в стройках, чтобы лично убедиться, что результат получился отличным

КАК попал в команду

С ребятами я познакомился в 2006 году, когда меня позвали на соревнования в крытом парке в Краснодаре на Московской. Уже тогда образовывалась команда и туда съехались некоторые топовые спортсмены, такие как Леня Камбуров, Никита “Снегирь” Снегирьков, Гриша Усенко, Андрей Гордеев (собственно, сами соревнования были в честь его дня рождения).

И мы с Сэмом [Хромовым] поехали на эти соревнования. Нас встретил Костян [Таранов] возле ж/д вокзала на своей [легендарной турбированной] белой “Ниве”, отвез нас в "Блатхату" – это был такой полудом-полусарай, где команда из восьми человек жила в одной комнате. Здесь же придумывали парки и занимались организацией соревнований.

Из года в год ребята росли, и было видно искреннее желание и мотивацию развиваться самим и развивать наш спорт. Это не было вспышкой, типа, что-то провели и заглохли. Тогда довольно часто так случалось, что кто-то провел мероприятие, начинал строить планы развиваться и проводить что-то каждый год, в разных городах, а в итоге это оказывалось разовой историей.
А у XSA команда с каждым годом все укреплялась, развивались, и это манило меня, потому что подобного коллектива вокруг не было. Именно такого сплоченного, который двигается в одном направлении.

Получилось так, что поехал я вроде как на несколько дней, а остался на месяц, и вжился в эту компанию. Появилась традиция – каждое лето приезжать в Краснодар, как к бабушке. Приезжал и как спортсмен, и как судья на соревнования XSA Backyard Jam.

На тот момент в Краснодаре был самый инновационный в России тренинг-парк. С поролоновой ямой, резиновыми приземлениями, со спайном, с фанбоксом, с квотерами, с хипом, которого вообще больше нигде не было. Парк был нереально крутой. Он был просторным, что очень подходило мне, как MTB-райдеру.


Плюс, отличные условия тренировок – погода здесь классная, до октября можно в шортах ходить. Я уже почувствовал этот вкус тепла, не хотелось его упускать. А в Москве (где я жил) в это время – серый ковер над головой до марта, а может и до апреля, который будет давить сверху.


И вот я звоню Косте и спрашиваю: "Что если я приеду [к вам] и займусь развитием школы [экстремальных видов спорта]?" Он такой сразу: "Конечно, пригоняй!” Дело было весной. После этого разговора я уволился из Школы экстремальных видов спорта при МосКомСпорте (где я тогда работал, тренировал детей BMX-фристайлу), и почти все лето находился в творческом отпуске, так сказать, отдыхал, набирался сил и продумывал, с чего начинать развитие в Краснодаре. Хотелось сделать сразу 2 направления: собственно, школу, и спортивный лагерь. И в конце ноября или в декабре переехал окончательно в Краснодар. Мы поселились в доме с Ваней Бородой и Пашей Бакулиным. А со следующей весны я начал заниматься набором детей в XSA School.

  • Профиль райдера
    Предпочитаемые дисциплины: MTB
    • Стаж катания: 20 лет
    • С 2006 по 2017 г. постоянный призер соревнований, в числе которых Moscow City Games, XSA Backyard Jam, Z-GAMES, Adrenalin Games, Bike Hall Contest
    • Обладатель премии RUSSIAN BMX AWARDS MTB Style-Rider of the Year

Про создание XSA Sport School

Я закончил Институт физкультуры, спорта, туризма и молодежной политики [РГУФКСМиТ, сейчас Российский университет спорта] на кафедре прикладных и экстремальных видов спорта по специальности “Велоспорт”. Получил диплом и тогда как раз открылась школа экстремальных видов спорта при МосКомСпорте. Там, по сути, не было никакой базы, нам просто сказали: “Ходят слухи, что BMX скоро будет олимпийским видом спорта, давайте-ка вы его начнете развивать”. А нам было интересно начать.

Тренерская деятельность начинается не с тренировок детей, а с создания условий. А условий у нас не было, не было никакого парка. Нам выделили зал в Лужниках, раньше он был, по-моему, боксерским залом. Было несколько тренеров в нашем направлении, в том числе мой друг Данила Гришин, который, кстати, до сих пор работает тренером. И вот директор школы нам говорит: “Ребята, вот мы вам замутили зал. Как хотите, тренируйте, можете в пустом зале, можете что-то придумать. Мы все сделали, дальше вы сами”.

Мы с Данилой начали думать, как нам из ничего построить скейт-парк. В Москве тогда существовал такой парк Ridetown, который закрылся, и фигуры из этого парка были перевезены к владельцу на дачу и складировались, можно сказать, на огороде. Мы с ним связались, рассказали свою историю, сказали, что у нас есть зал и мы хотим сделать там скейт-парк из того, что осталось. Он сказал: “Да не вопрос, ребята, они и так стоят. Приезжайте, забирайте”.

Мы нанимаем грузовую машину, едем, откапываем из-под снега радиуса, какие-то доски. Докупаем фанеру и другие материалы, и начинаем собирать скейт-парк с поролоновой ямой. Мы ещё не знали, какой бюджет нужен на поролон, но яму мы спроектировали. Весёлая история тогда получилась. Мы случайно встретили Гришу (Усенко) возле Лужников, он такой: “А чё вы тут делаете?”. Да вот, говорю, скейт-парк мутим. Он: “Блин, круто, а чем я могу вам помочь?. Я говорю: “Нам бы найти чем наполнить поролоновую яму”. Гриша вспоминает, что у него есть очень хорошая знакомая, из роллер-клуба, которая может нам помочь. И связал нас с ней. И вот, благодаря Грише и его знакомствам у нас появилась поролоновая яма и офигенный, полноценный скейт-парк начального уровня. Мы его потом всячески разукрашивали, он очень красиво внутри выглядел. Сделали в нем тренерскую с удобными диванами, удобное место для чила, для отдыха между тренировкам. В зал могли приехать покататься и обычные райдеры, даже кто не учился в нашей школе. Мы жили этой идеей, все было вообще в кайф. И само место, и сам парк, были нашим гнездышком.

История со школой началась параллельно, за пару лет до моего переезда в Краснодар. Я уже официально работал в этой Школе экстремальных видов спорта при Москомспорта. Спустя год Лужники закрыли на ремонт, и нас переселили из нашей школы на Семеновскую. Там тоже был скейт-парк. Мы, когда переходили туда, пытались внести свои коррективы, добавить необходимые фигуры для тренировок, но все это проигнорировали. А еще там не было отдельного места для отдыха и между тренировками мы оставались в самом парке. То есть весь день слушали звуки катания, шум жестко бил по ушам. Мотивации развиваться в этом месте вообще не было.

Плюс еще этот серый ковер над головой, как-то стало совсем уныло той зимой. И я подумал, что пора что-то менять. На тот момент в Краснодаре был самый инновационный в России тренинг-парк, с поролоновой ямой, резиновыми приземлениями, со спайном с фанбоксом, с квотерами, с хипом, которого вообще нигде больше не было. Вообще сам парк был нереально крутой, просторный. Очень подходил для меня, для MTB-райдера.

И вот я звоню Косте (Таранову) и спрашиваю: ты не против, если я приеду и займусь развитием детской школы? Он такой сразу: “Да нет, конечно, пригоняй!” Дело было весной.

После этого я для себя решил, бросаю все в Москве и переезжаю. Я уволился и почти все лето находился в творческом отпуске, так сказать, отдыхал, набирался сил и продумывал, с чего начинать развитие в Краснодаре. Хотелось сделать сразу 2 направления: собственно, школа и спортивный лагерь.

Перед выездом в Краснодар подзаработал немножко денег тренерской деятельностью в театре «Сатирикон». Там я подготавливал актеров к спектаклю «Ромео и Джульетта» в современной трактовке.

И в конце ноября или декабре переехал окончательно в Краснодар. Мы поселились в доме с Ваней Бородой и Пашей Бакуниным. А с весны я начал заниматься набором детей в школу.

Как начал строить

Стройки в моей жизни появились одновременно с катанием. У всех, кто катался в то время, на районе был дёрт, который сами копали и строили, по сути, для самих себя. У меня рядом был дёрт в Измайлово “Олешки”, я там в первый раз увидел маунтин-байк и загорелся им. Был ещё на 13ой Парковой, и в Гольяново, который Сэм с местными райдерами строили. И, вместе с ростом уровня катания, фигуры становились прикольней, выше, интересней.

То есть ещё до прихода в XSA рука у меня уже была набита, привыкшая к лопате. Первую трассу, – слоуп-стайл в Орехово, – меня попросили спроектировать через несколько лет после того, как взяли в команду на спонсорство. Это была моя первая коммерческая стройка. Пришлось проявить креативчик. На следующий год меня снова позвали, потом я поехал строить слоупстайл в [Красную] Поляну. Ну и всё, как-то так закрепилось, что я могу придумывать интересные фигуры и строить.

В XSA первым проектом, который строили с моим участием (и вообще это был наш первый памп), был благотворительный коллаб для города с магазином велосипедов и прочего спортивного снаряжения. Магазин предоставил нам материалы, а мы разработали памп-трек.

Можно сказать, что с этого пампа на Бэкъярде в Краснодаре все и началось. Конечно, опыта строительства именно с памп-треков на тот момент не было. Какой высоты должны быть контрики, какие радиусы – экспериментировали на ходу. Но для этого пампа придумали прикольную траекторию: кольцо с крестом внутри, то есть можно было “по долям” ездить, по четвертям этого памп-трека.

Постепенно начали появляться запросы на строительство таких объектов. Тогда они [памп-треки] не были популярны, а про асфальтовые памп-треки вообще никто не слышал. Если и приходил запрос, то в виде "хотим такой-то дерт, и пусть там ещё памп-трек будет". Я несколько лет рисовал, можно сказать, в стол. Нарисовал проект, но его не построили, опять пришёл какой-то запрос, я рисую, а он опять не доходит до реализации. Так продолжалось несколько лет, и только потом появилось направление асфальтовых памп-треков.

Первыми, кто начал в Европе делать асфальтовые памп-треки, были Velosolutions. <> Мы тоже подхватили их технологии и начали дальше развивать, набираться опыта и совершенствовать подходы.

Первый для XSA асфальтовый памп мы строили в Липецке, где познакомились с технологией укладки асфальта. А потом был большой проект – мы поехали строить памп-трек в Шэньчжень вместе со скейт-парком для олимпийской сборной Китая.

С какими сложностями сталкивался

Сложные ситуации могут возникнуть в любой момент, на любом проекте. Когда мы делали проект в Китае, я такие сложные ситуации и моменты, которые нужно поправить, поменять, улучшить, выписывал, и насчитал потом 48 пунктов. На следующем проекте их было уже 15.


С каждым новым проектом появляется что-то новое, что нужно поменять или усовершенствовать. Бывает, конечно, что какие-то старые ошибки допускаются, но обыватель этого даже не заметит. На функционал трека это никак не влияет. Все памп-треки сдаются рабочие, все классные, и придраться практически не к чему. Но внутри, в процессах стройки много всякого происходит, и постоянно возникают идеи, как что-то изменить.

текущая роль

Придумываю дизайн памп-треков. Не только пампов, а в целом всего, что касается того, где я катался и катаюсь – дёрты, трейлы и памп-треки. То есть я проектирую всё, что связано с грунтом и асфальтом.


Сейчас есть интерес попробовать себя не только в асфальте и грунте, но и в бетоне с деревом.

самый классный проект

Вообще каждый наш парк, каждый памп по-своему уникален. Я пытаюсь в каждый внедрить что-то новенькое, ищу какие-то новые геометрии для памп-трека. Могу взять что-то из дёрта, из трейлов, из слоуп-стайла, сделать не классические волны, а что-нибудь фристайловое, угловатое, так сказать. Стараюсь в каждый памп-трек добавить какую-то изюминку.


На сегодня мой любимый – последний, “Изумрудный” у нас в Краснодаре. В нем присутствует интересная фигура, нехарактерная для памп-треков, – кристалл, – которую можно по-разному использовать райдерам, если проявить креативность. Он мне нравится тем, что он такой гармоничный в плане размеров, очень просторный. И, что немаловажно, очень красиво выглядит. Асфальтовый памп-трек в нем совмещается с бетонным парком, и это слияние асфальта и бетона получилось в высшей степени эстетичным.

Я очень сильно слежу за внешним видом. Чтобы каждый памп-трек и катался хорошо, и выглядел красиво. Хочется, чтобы у любого человека, увидевшего наш памп-трек, глаз радовался, чтобы парк вызывал восхищение, как целиком, так и отдельные элементы в нем. Чтобы памп-трек воспринимался как архитектурная достопримечательность.

При проектировании мы уделяем большое внимание тому, чтобы памп-трек был не просто какой-нибудь чисто спортивный, ходовой, скоростной, супер-техничный, – это тоже, конечно, учитывается, – но и тому, чтобы памп мог проехать любой человеком с улицы, который просто взял велик (или скейт, ролики, самокат) и решил попробовать прокатиться, и чтобы не было нигде затыков. И, при этом, чтобы в нем было бы интересно прокатиться и спортсмену, более вкачанному райдеру, который может проехать памп на ходах, полетать как на трассе для BMX-рейсинга. Одним словом, нам важно, чтобы в памп-треке любой биэмиксер или скейтбордист мог найти для себя какие-нибудь новые трансферочки, по-разному проезжать фигуры, изменяя направление своей линии.

совет от Сани тем, кто мечтает ворваться в стройку

Будьте решительны, открыты людям, развивайтесь в выбранном направлении. Будьте терпеливыми, не опускайте руки, со временем вы обретете мастерство и компетентность в вашем любимом деле. Когда закрепите базу, станет еще интересней. Будут появляться новые знания и навыки.


Всем мир!

Фото: Саша Бивол, XSA Media / личный архив Сани

хочешь стать частью команды XSA?
Тебе близки наши ценности и принципы? Хочешь вместе с нами делать крутые штуки и чувствуешь в себе силы для этого? Тогда оставляй свои контакты и мы свяжемся с тобой!
Больше интересных историй